Блог В котором обсуждается техосмотр, и не только

проблемы техосмотра актуальны

Криминальный бизнес с устойчивым теневым оборотом фальсификатов в десятки миллиардов рублей практически более чем на 80% подменил реальный контроль технического состояния транспортных средств

11 октября 2018 года в Москве состоялась межрегиональная конференция «Совершенствование организации и проведения технического осмотра автотранспортных средств. В работе конференции приняли участие члены Совета Федерации Российской Федерации, депутаты Государственной Думы Российской Федерации, представители профессионального сообщества операторов технического осмотра от сорока пяти субъектов Российской Федерации.

Участники конференции отметили, на сегодняшний день правоприменительная практика Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» свидетельствует о том, что основные принципы, предусмотренные этим законом, не выполняются и поставленная цель не достигнута.

Государственный надзор за организацией и поведением технического осмотра федеральным органом исполнительной власти, отвечающим за государственную политику в сфере безопасности дорожного движения, отсутствует.

Автовладельцы вовлекаются в криминальные схемы фальсификации результатов технического осмотра по причине их массовой рекламы и доступности, как территориально, так и в сети интернет.

С момента начала реализации действующей концепции организации и проведения технического осмотра транспортных средств и по настоящее время имеет место значительный рост ДТП по причине технической неисправности транспортных средств.

С 1 января 2012 года по 11 октября 2018 года по причине технической неисправности транспортных средств:

- общее количество дорожно-транспортных происшествий – 22973;

- общее количество погибших – 4194;

- общее количество пострадавших – 33539.

Средний возраст погибших – 39,5 лет. Потери государства от непроизведенного валового продукта в связи с недоработкой погибшего до пенсионного возраста в среднем - 18 лет. Суммарный ущерб от погибших и пострадавших в ДТП по причине технической неисправности на настоящее время составляет более триллиона рублей.

Проблема очевидна, однако, профильным комитетом Государственной Думы РФ четырежды были отклонены проекты Федерального Закона, направленные на системное изменение ситуации, в связи с отрицательной позицией Правительства РФ в отношении изменения концепции, действующего закона.

В настоящее время, Правительством РФ, во исполнение поручения Президента РФ, в Государственную Думу Российской Федерации внесен проект федерального закона № 529143-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Законопроект предлагает меры, которые, по замыслу разработчиков, прекратят, в первую очередь, работу криминальных схем фальсификации результатов технического осмотра:

1) Введение фото- и видео фиксации процедуры технического осмотра транспортного средства, что позволит достоверно установить факт проведения технического осмотра;

2) Введение государственного контроля (надзора) за соблюдением операторами технического осмотра установленных требований к проведению технического осмотра транспортных средств;

3) Оформление диагностической карты в виде электронного документа и ее подписание квалифицированной электронной подписью технического эксперта, осуществлявшего процедуру технического диагностирования транспортного средства;

4) Установление требований к производственно-технической базе пункта технического осмотра;

5) Установление пропускной способности пункта технического осмотра на основании утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти методики;

6) Введение административной ответственности для всех автовладельцев за эксплуатацию транспортных средств не прошедших технический осмотр;

7) Введение административной ответственности на должностных лиц за оформление диагностической карты без реального проведения технического осмотра транспортных средств;

8) Наделение государственного надзорного органа правом проведения административного расследования по нарушениям в сфере технического осмотра транспортных средств.

Заявленные меры абсолютно необходимы и безусловно поддерживаются профессиональным сообществом и специалистами в области организации и проведения технического осмотра транспортных средств.

Однако, ряд системных несоответствий и противоречий действующему законодательству РФ, обнаруженных в представленном законопроекте, вызывает обеспокоенность:

1) В законопроекте по-прежнему государственная функция - аккредитация оставлена в ведении негосударственного профессионального союза автостраховщиков.

2) Законопроектом предлагается возложить на РСА, ассоциированного члена саморегулируемой организации созданной на базе всероссийского союза страховщиков, обязанности по осуществлению постоянного наблюдения за соблюдением операторами технического осмотра отдельных требований законодательства в области технического осмотра. Регулирование профессионального вида деятельности «Технический осмотр транспортных средств» через профессиональный вид деятельности «Страхование» («Финансовые рынки») противоречит требованиям Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О саморегулируемых организациях".

3) Законопроект не учитывает требования ФЗ-238 от 22 июня 2016 года «О независимой оценке квалификации», в данном контексте независимой оценке квалификации специалиста по техническому диагностированию и контролю технического состояния автотранспортных средств при периодическом техническом осмотре.

4) Законопроект сохраняет определение предельного размера платы за проведение технического осмотра, ежегодно устанавливаемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, что на практике приводит к тому, что предельный размер платы за технический осмотр, в настоящее время практически во всех субъектах РФ, оказался ниже себестоимости и при последующих пересмотрах продолжает уменьшаться. При такой тарифной политике выполнить требования к производственно-технической базе, фото- видео фиксации и т.д., требующие затрат, операторы технического осмотра не смогут, из-за отсутствия финансовой возможности.

5) Некоторые положения законопроекта имеют неоднозначную трактовку и позволяют сохранить возможность оформления диагностических карт без реального проведения процедуры технического осмотра транспортных средств.

6) В законопроекте применяются термины не свойственные и не применяемые ранее за всю историю области знаний – «техническая эксплуатация транспортных средств».

Все озвученные системные несоответствия в проекте федерального закона № 529143-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации» необходимо учесть при обсуждении и принятии законопроекта в Государственной Думе РФ.

Необходимо организовать рабочие группы с участием представителей профильных профессиональных организаций, имеющих многолетний практический опыт в отношении организации и проведении технического осмотра транспортных средств.

В противном случае, правильные и необходимые меры по улучшению ситуации в области технического осмотра транспортных средств, останутся словами на бумаге, а мошенники построят новые криминальные схемы.

Написал Сергей, 18 октября в 18:57.